14783 5
  • Sopor Aeternus and the Ensemble of Shadows
    Видео sopor
    #Darkwave #NDT #Neoclassic #Neofolk
    Франкфурт, Германия
    Sopor Aeternus & The Ensemble of Shadows (лат.Вечный сон англ. и Ансамбль теней) - музыкальный проект Анны-Варни Кантодеа (Anna-Varney Cantodea). В разное время в музыке сочетались элементы дарквейва, этнических или средневековых мотивов, неоклассики и электроники.
    Звук

Bin weder Mann, noch bin ich Frau,
bin irgendwo zwischendrin,
Weiß nicht wohin ich gehöre,
Weiß nicht was ich bin…

Биография

Sopor Aeternus and the Ensemble of Shadows — культовый немецкий музыкальный проект, популярность которого на данный момент достигла воистину впечатляющих масштабов. Творчество Анны-Варни Кантодеа приковывает внимание большого числа людей, среди которых можно встретить и представителя готической субкультуры, и немолодого меломана, и парнишку из ЛГБТ-движения, и любителя тёмной эстетики, и меланхолично настроенного подростка, и даже, казалось бы, совершенно обычного человека. Так чем же объясняется такое разнообразие поклонников творчества SA? На первой взгляд, всё очевидно. Анна-Варни поёт о депрессии — заболевании, которым страдает добрая половина населения земного шара, заигрывает со смертью, делится со слушателем своими переживаниями и т.д., и т.п. Но, спросите вы, разве этого достаточно для того, чтобы считать Вечный Сон и Ансамбль Теней уникальной музыкальной формацией? Нет, конечно. Так что же делает SA таким ярким, таинственным и незабываемым, и, что самое главное, интересным для такого большого контингента слушателей? Во-первых, конечно же, гениальная музыка. Во-вторых, великолепный, детально продуманный артворк. В-третьих, изящные метафоричные тексты, которые дано понять далеко не каждому, а только тем любопытным существам, которые не хотят довольствоваться своими собственными переживаниями от перемусоливания избитых тем, а действительно желают понять, о чём же, на самом деле, поёт Анна-Варни. И когда эти доблестные люди, вооруженные словарями психоаналитических символов, книгами о древних мифах и оккультизме, психологическими работами о психотравме и депрессии, а также буклетами, текстами и своей собственной интуицией, начинают пробираться через тернии к звёздам они вдруг неожиданно обнаруживают, что всё не так уж и просто во вселенной SA, и что все те темы, которые уже были перечислены выше — это всего лишь верхушка айсберга, а суть, основные идеи спрятаны глубоко под водой, и для того, чтобы хотя бы немного приблизиться к их пониманию, нужно провести колоссальную исследовательскую работу, сравнимую с работой критиков былых времён, анализирующих классиков литературы, музыки и живописи, чтобы, в конце концов, получить абсолютно лишенную чего-либо божественного, хрупкую главу из истории человека, называющего себя Анной-Варни Кантодеа.

Духовный поиск

Так кто же скрывается за этой таинственной личностью, находящейся в эпицентре восхитительной легенды, поднявшей на уши весь андеграундный музыкальный мир? Всего лишь уставший, измученный человек, пытающийся выбраться из круга страданий, рыдающий за стеной толстого звуконепроницаемого стекла. Человек, чьи мольбы о помощи, возможно, никогда не будут услышаны. А то, что мы видим — это выразительные маски скорби и мраморные скульптуры, навечно застывшие в агонизирующих позах. В чём же причины столь интенсивных страданий Анны-Варни? Давайте попробуем разобраться.

По словам Анны-Варни, проект Sopor Aeternus and the Ensemble of Shadows (Вечный сон и Ансамбль Теней) изначально задумывался как импровизированный крик о помощи, но позже «переквалифицировался» в мощный инструмент самотерапии. Слушая версию Es reiten die Toten so schnell (Ибо скор у мёртвых шаг) 1989-го года выпуска, мы представляем себе несчастное создание, «немертвого», пытающегося отыскать таких же одиноких «вампиров», как и оно само. «…Ich toete mich jedesmal aufs Neue, doch ich bin unsterblich, und ich erstehe wieder auf; in einer Vision des Untergangs…» (… Каждый раз я убиваю себя заново, но я бессмертен, и я вновь возрождаюсь; в видении гибели…», 1994), Todeswunsch — Sous le soleil de Saturne (Желание смерти — Под солнцем Сатурна, 1995) и The inexperienced Spiral Traveller (Неопытный спиральный путешественник, 1997) полны тяжёлых размышлений о самоубийстве и мрачных картин, но уже здесь мы замечаем, что музыка Sopor Aeternus стала светлее, составляя хороший психологический противовес крайне депрессивной лирике. Это музыкально-лирический баланс является одним из аспектов знаменитой двойственности Вечного Сна, которой проникнуто всё творчество SA: начиная с символики (знаменитый знак Юпитер/Сатурн, олицетворяющий соединение двух сил — светлой и тёмной; само название проекта и круговая эмблема, символизирующие the vicious circle of pain и патологическую летаргию, противопоставленные анниному стойкому желанию «проснуться» и т.д., и т.п.) и заканчивая структурой альбомов.

С двойного альбома Dead Lovers’ Sarabande (Сарабанда мёртвых любовников, 1999), в котором Анна пытается избавиться от фигуры призрачного возлюбленного, всего лишь плода её воображения, начинается период эпохального Сопора: с громоздкой концепцией и «разветвленной» символической системой, а вышедший в 2000-м Songs from the inverted Womb (Песни из вывернутой матки) по праву может считаться первым по-настоящему психоаналитическим альбомом SA. В этой работе Анна пытается воскресить маленького шестилетнего мальчика, а вместе с ним — и воспоминания прошлого, послужившие причиной её современного состояния. Думаем, что в связи с этим альбомом будет не лишним вспомнить учение о травме, о котором мы уже не раз писали.

Итак, психотравма — это непереносимое переживание, грозящее смертью личности. В контексте творчества Анны мы будем говорить о ранней травме, имеющей место в детском возрасте, в то время, когда личность человека ещё до конца не сформировалась, поэтому и защитные механизмы травмы будут соответствующие — самые примитивные. К этим примитивным защитам относится расщепление. Само психотравмирующее действо обычно не запоминается, поэтому (в случае с Анной) мы не можем утверждать, что для неё такой фатальной травмирующей ситуацией стал именно опыт внетелесного существования (об этом опыте можно подробно узнать из интервью для Vampire Freaks). Это, скорее, следствие травмы, произошедшей до этого: дома, в больнице, да, в общем-то, где угодно. Как действуют механизмы травмы? Самая главная задача личности — спастись от разрушения, поэтому она отгораживает личностное ядро от воздействий окружающего (=враждебного) мира. Грубо говоря, помещает его в камеру хранения. Другая же часть личности (которую вполне можно назвать лже-личностью) начинает её опекать, оберегая от всевозможных опасностей. В итоге получается так, что личность человека начинает развиваться неравномерно: внешне он может быть абсолютно самодостаточен, а внутренне оставаться маленьким запуганным ребёнком. Варианты нормы не подразумевают под собой «визуализацию» опекающей личности. Обычно она приходит только во снах в образе утешителя, учителя, опекуна или же джокера, демона, убийцы, дракона и т.д. Последние персонажи символизируют собой негативные аспекты прогрессировавшей части личности, выражающиеся в избегании социальных контактов, отмороженности, страхах, пассивности, унынии и т.д. Но иногда бывает и так, что прогрессировавшая личность становится «видимой» для человека. Возможно, такими «видимыми» представителями этой части личности и являются Тени, тогда первую часть названия проекта (Sopor Aeternus) можно трактовать как состояние, в котором находится «личностное ядро». В таком случае, функция the Ensemble of Shadows заключается в поддержании летаргического состояния, защиты от воздействий окружающей среды. Но всё это, естественно, всего лишь догадки.

Человек, переживший травму, словно останавливается в развитии, внутренне окостеневает, нарушается связь между телом и душой. На самом деле, он оказывается полностью во власти демонов, но он боится (и не может) выйти из-под их власти, так как он привык так жить, в некотором смысле, ему просто так удобнее. И чем дольше личность находится под влиянием демонов, варится в собственном соку, тем плотнее и выше становится стена, однажды возведенная между ним и внешним миром. Что мы и видим в случае с Анной-Варни. Пропасть между ней и людьми колоссальна. Не потому, что она настолько отличается от других, а потому, что она боится контакта и не умеет его выстраивать.

Итак, по нашему мнению, в Песнях из вывернутой матки Анна начинает длинный путь вглубь себя, в целях выявления причин её депрессии и отсутствия воли к жизни. В катакомбах своего сознания она находит маленького мальчика, который является не кем иным, как вестником из прошлого, ключом к разгадке этой мозгодробительной головоломки. В Songs from the inverted womb мы также впервые встречаем сновидческую фигуру матери, чья вывернутая утроба и породила мёртвого ребёнка.

Вышедший в 2003-м году римейк на Es reiten die Toten so schnell (1989), Es reiten die Toten so schnell or: the Vampyre sucking at his own Vein (Ибо скор у мёртвых шаг или Вампир, пьющий кровь из своей собственной вены), концептуально значительно отличается от его «старшего брата» и отражает осознание автором «дьявольской» природы стремления к саморазрушению и желание от него избавиться. Анна больше не упивается своей болью, не ищет «Рая для Проклятых». Теперь ей становится по-настоящему страшно.

Великолепный La Chambre D’Echo — Where the dead Birds sing (Эхокамера — где мёртвые птицы поют, 2004) целиком и полностью посвящен проблеме летаргии и поискам выхода из этого состояния. Эхокамера представляет из себя концептуальный сборник опоэтизированных сновидений и метафорических текстов, в символической форме повествующих о прошлом, настоящем и возможном будущем Анны: о «расщеплении» маленького мальчика, современном состоянии сновидца, погребённого под стеной из собственных грёз, об обманчивой природе «пиявок» и о двух альтернативах дальнейшего развития событий, представленных образом одинокого старика, находящегося во власти демонов (The Skeletal Garden, Скелетообразный сад), и человека, справившегося со своими страхами в Consolatrix has left the building (Утешительница покинула здание). Финальная песня La Chambre D’Echo, Day of the Dead (День мёртвых), является описанием ритуала, призванного «оповестить» человека об опасности избранного им пассивного пути и, в качестве альтернативы, предложить путь осознанной активности. Но, конечно же, выбор, как всегда, остаётся за самим человеком. Анна выбирает борьбу, и именно этот выбор ознаменовал начало нового этапа развития её духовного проекта Sopor Aeternus. Больше Вечный Сон никогда не будет столь беспробудно бездонным, как это было раньше.

Вышедший в 2007-ом, после мучительного перерыва в три года, Les Fleurs du Mal — Die Bluemen des Boesen (фр., нем. — Цветы Зла), по словам Анны-Варни, отсылающий нас к восхитительному роману французского писателя и поэта Жана Жене «Богоматерь Цветов», в котором повествуется о трансвестите по имени Дивина — создании с тонкой душой, «одержимого» изнуряющий сексуальным желанием, в основе которого лежит ее страх остаться в одиночестве, стал ПЕРВЫМ альбомом, посвящённым секзорцизму, хотя сам термин появился значительно позже — в связи с релизом первой части Tryptichon Of Ghosts, A Strange Thing To Say (Триптих Призраков, Прозвучит странно, 2010), и получила наибольшее своё развитие в основной «главе» трилогии, Have you seen this ghost? (Вы видели этого призрака?, 2011). Так что же подразумевает под собой секзорцизм? Истребление «демонического» желания, вызывающего грусть и апатию и препятствующего нормальной жизнедеятельности человека, производимое в целях обретения истинной сексуальности.

Музыка

Теперь перейдём к краткому анализу музыкального материала. Сложно выделить какой-то один основной стиль звучания Sopor Aeternus. Музыкальные полотна Сопора представляют собой «лоскутные одеяла», состоящие из множества «фрагментов»: неоклассики, барокко, дарквейва, электроники, готик-рока, арт-рока и т.д. В песнях Анны-Варни можно найти и живые инструменты (духовые (деревянные (флейта, кларнет, гобой, фагот) и медные (труба, тромбон, туба)), струнные  (скрипка, виолончель, контрабас, гитара), ударные (барабаны, треугольники, бубен, колокольчики и т.д.), и электронные. Стоит отметить стремительный рост Анны-Варни как музыканта: если ранние её альбомы можно охарактеризовать как «интересные», то современные, бесспорно, экстремально талантливы. Аналогичный скачок можно отметить и в сфере лирики. На данный момент, кроме всего прочего, Анна-Варни является вызывающей интерес современной поэтессой. Музыкальные и философские концепты анниных работ находят глубокое отражение в оформлении буклетов к альбомам.

Артворк

Издания Sopor Aeternus ценятся коллекционерами всего мира из-за их шикарного и продуманного до мельчайших деталей оформления. В разное время «воплотителями» анниных визуальных идей становились такие люди как венский фотограф Иаким Лютке, китайская художница Мур Ли, немецкий художник Инго Рёмлинг, Натали Шау и т.д. Для создания своих визуальных образов Анна-Варни использует элементы японского танца Буто, таким образом, «проставляя» необходимые эмоциональные акценты.

Проблема пола и гендера в творчестве Анны-Варни

Анна относится к людям с гендерными проблемами, но в настоящее время отказывается от использования каких-либо клише при определении её гендерной принадлежности. По всей видимости, её конечная цель — обретение гармонии с самой собой, принятие всех сторон своей личности. Естественно, без проведения операции по перемене пола и заместительной гормональной терапии. Физиологический пол Анны-Варни — мужской.

Источник: blogs.privet.ru/community/sopor_aeternus/

Дискография

Es reiten die Toten so schnell… (1989)
Rufus (1992)
Till Time and Times Are Done (1992)
…Ich Töte Mich Jedesmal aufs Neue… (1994)
Todeswunsch — Sous le Soleil de Saturne (1995)
Ehjeh Ascher Ehjeh EP (1995)
The Inexperienced Spiral Traveller (1997)
Voyager — The Jugglers of Jusa (1997)
Dead Lovers' Sarabande (Face One) (1999)
Dead Lovers' Sarabande (Face Two) (1999)
Songs from the Inverted Womb (2001)
Es Reiten die Toten so Schnell (or: the Vampyre Sucking at His Own Vein) (2003)
La Chambre d’Echo (2004)
Flowers in Formaldehyde (2004)
Like a Corpse Standing in Desperation 3CD+DVD (2005)
Les Fleurs du Mal (2007)
Sanatorium Altrosa (2008)
A Strange Thing to Say EP (2010)
Have You Seen This Ghost? (2011)
Children of the Corn EP (2011)
Poetica — All Beauty Sleeps (2013)
Mitternacht (2014)
897 1

Годы: 1989 —

Лейблы: Apocalyptic Vision

Другие проекты: White Onyx Elephants, Nenia C’alladhan


Состав

Anna-Varney Cantodea — вокал, музыка, текст, различные инструменты

бывшие участники:

Holger — различные инструменты

сессионные музыканты:

Tim Ströble — виолончель
Patrick Damiani (Rome) — бас, лютня
Nikos Mavridis (Rome) — скрипка
Patrick Chirilus-Bruckner, Michael Fütterer, Jonas Schira — духовые


Ссылки

 

349 Манъесю «Сборник японской поэзии»